ГОРА МИРА

Падение астероида - Высь-камня "" />

 
 

Священные камни славян. Часть 2.


ГОРА МИРА

Падение астероида - Высь-камня "Первобыли" - привело к экологической катастрофе планетарного масштаба. Примерные подсчеты только по объему котловины Ладожского озера дают цифру более чем в триллион тонн обломочного материала, газов, пепла, выброшенных в атмосферу взрывом и последующим извержением. Если же взять всю Ладожскую депрессию (понижение) в целом, то эта цифра увеличится в несколько раз. Пепловая туча размером с тихоокеанский циклон, растянутая вращением Земли в западном направлении, накрыла средние широты всего северного полушария. Снижение прозрачности атмосферы привело к резкому похолоданию, из-за существенного уменьшения солнечной радиации в этих широтах, и образованию Скандинавского, Гренландского и Канадского ледников.

Кроме того, здесь надо учесть еще одно немаловажное обстоятельство. Если взрыв астероида был разовым кратковременным явлением, то работа потревоженных недр продолжалась длительное время, имела свои циклы подъема и спада вулканической активности, связанные с тектоническими движениями в коре и верхней мантии. Время, необходимое для достижения равновесия в столь гигантской по физическим размерам системе трудно оценить без специальных исследований. Но можно предположить, что чередование похолоданий-потеплений в течение последнего оледенения является в какой-то мере функцией подъема-спада вулканической активности Ладоги-вулкана. Тогда его влияние на климат планеты могло продолжаться в течение всего периода Валдайского оледенения.

Современные реконструкции гляциологической обстановки максимума последнего оледенения показывают, что на севере Сибири существовали обширные Карский и Восточно-Сибирский ледники. Мощность ледников Евразии в центральных частях превышала, по оценкам гляциолога М.Г.Гросвальда, 2500 м (М.Г.Гросвальд. Последнее великое оледенение территории СССР. "Знание", М., 1989 г). Весь Север был объединен плавучими ледниками в единую ледниковую систему Евразии и Северной Америки - легендарную гору Мира славян, макушку планеты. Она же гора Меру индийской мифологии - рисунки горы Мира (Меру) на древнерусских и индийских миниатюрах удивительно похожи друг на друга - см. рис.6 и рис.7.

И на русской миниатюре, и на индийском рисунке горы Меру в точности совпадают положения заходящего солнца - слева, т.е. с запада от Мировой горы. При этом русская миниатюра точна, как документ - на ней "солнце восхода" и "солнце захода" изображены в тех положениях, которые можно наблюдать севернее полярного круга, т.е. не уходящее за горизонт. Например, на севере на широте 68 градусов солнце не заходит 40 суток. На индийском же рисунке изображение солнца уже носит характер воспоминания (или даже сказки) о его необычном для индийца хождении по небу, как и весь сюжет рисунка, на котором изображен рай земной так, как его описывает индийский миф - с райскими садами, в которых поют райские птицы и живут древние боги. Но откуда у народов Индии могли возникнуть такие идеалистические представления о северном утерянном рае? Ведь глядя на современную природу европейского Севера, трудно понять божественную ностальгию современного индийца, как, впрочем, и автора древнего мифа?

Все дело в том, что русский Север свой нынешний суровый вид приобрел относительно недавно. Еще каких-то 11,5 тысяч лет назад климатическая карта мира имела совсем иное распределение зон, пригодных для проживания не только Гомо сапиенс, но и вообще всего живого на планете. Последнее, Валдайское (Вюрмское) оледенение, начавшееся в результате падения 65 - 70 тыс. лет назад на землю астероида, резко изменило климатические условия на планете. Оледенение сковало в полярных областях огромные массы воды, понизив уровень мирового океана более чем на 100 метров. Климатические зоны в промежутке между разросшимися пустынями с палящим солнцем и арктическим поясом, спустившемся до современных средних широт, сузились до узких полос. Пригодным для проживания на многие тысячелетия оказалось относительно узкое пространство между палящим солнцем и полярными ледниками, укрытое мощным облачным покровом конденсированной в приледниковой части влаги. (Что, к слову сказать, и предопределило закрепление в памяти вида homo sapiens понятие небес как защиты среды своего обитания. То есть, верхней - высшей, божественной защиты. Замечательный факт - у поморов русского Севера слово "небесы" и поныне означает "облака".)

Чередование периодов похолоданий и потеплений отражалось на движении ледника - его наступлениях и отступлениях, которые влияли на жизнь человека, вероятно, в большей степени, чем смена времен года. Можно сказать, что жизнь предка вблизи талых вод была в чем-то подобна вечной весне - постоянному пробуждению природы в тех местах, куда двигался - наступая или отступая - полярный ледник. И куда следовал за ним наш предок. Не в этих ли забытых за давностью лет условиях "вечной весны" сокрыта тайна легендарного долголетия героев преданий многих народов индоевропейской семьи, включая индийские, древнегерманские, библейские? Древние гимны индийской традиции хранят воспоминания об этом утерянном рае, в котором прародители жили по 1000 лет и более. Эти воспоминания составляют часть общеиндоевропейского архетипа - память о прекрасной прародине, которую человек вынужден был покинуть из-за "гнева богов" - окончания ледникового периода и смены привычной среды обитания. Которые и были восприняты народами, обреченными на скитания, как изгнание из рая.

ТРАДИЦИЯ

Что касается славянского предания, то оно не несет в себе той эсхатологической составляющей, которая свойственна преданиям этих народов. "Конца света" у славян не было никогда, поскольку они никогда не покидали рая - мест своего обитания, несмотря на все катаклизмы, обрушивавшиеся на них. Это обеспечило самое главное - неразрывность почвы и Традиции и поныне хранящей память о видовых изменениях ("видовых временах", по выражению клади рода Голяковых), а с ней и понимание причинно-следственных связей, приведших к становлению человека разумного. Эти изменения воспринимались как прямое вмешательство бога-среды в его природу, а испытания - как суровый, но необходимый экзамен естественного отбора. В "Поэтических воззрениях славян на природу" А.Н.Афанасьев упоминает общеславянскую легенду о божественном предопределении, связанном "...с богом-громовником, который, бросая с неба камни, творил из них людей...".

Т.о. славянское предание, как и предание саамов, помнит события невероятного срока давности, срока, находящегося далеко за пределами досягаемости методов и источников исторической науки.


В пользу единого истока славянской и индийской традиций говорят и недавно опубликованные сравнительные исследования топонимики Махабхараты - древнеиндийского эпоса, действие которого происходило на землях легендарной Бхараты, и топонимики Волго-Окского междуречья, выполненные А.Г.Виноградовым и С.В.Жарниковой (см. статью "Древние арии". "Новый Петербург" N18 2001г.). Как пишут эти исследователи, в "... Волго-Окском междуречьи есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий: достаточно сравнить названия рек Поочья с названиями "священных криниц" в Махабхарате, точнее в той ее части, которая известна как "Хождение по криницам". Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты ... (по состоянию на 3150 г. до н.э.):

Криница Река в Поочье Агастья Агашка Акша Акша Апага Апака Арчика Арчиков Асита Асата Ахалья Ахаленка Вадава Вад Вамана Вамна Ванша Ванша Вараха Варах Варадана Варадуна Кавери Каверка Кедара Кидра Кубджа Кубджа Кумара Кумаревка Кушика Кушка Мануша Манушинской Париплава Плава Плакша Плакса оз.Рама оз.Рама Сита Сить Сома Сомь Сутиртха Сутертки Тушни Тушина Урваши Урвановский Ушанас Ушанец Шанкхини Шанкини Шона Шана Шива Шивская Якшини Якшина

Удивительно и то, что мы имеем дело не только с почти буквальных совпадением названий священных криниц Махабхараты и рек Средней России, но даже и с соответствием их взаимного расположения".

В статье А.Г.Виноградова и С.В.Жарниковой приведены и другие потрясающие совпадения не только в названиях рек и озер, но и в именах народов, населяющих и поныне эту землю. Есть в предании древних ариев - Ригведе, имена, в которых и сейчас, по прошествии тысячелетий, узнаются вятичи, мортва (мордва), куряне, кривичи...

Приведу еще пару цитат:

"Ну а как же сам этноним Русы - Русская земля? Упоминается ли она в древних многотысячелетних текстах?

Руса, Раса, Расьяне постоянно упоминаются в Ригведе и Авесте. А что касается Русской земли, то здесь дело в переводе. Земли Бхараты ... назывались иначе Священной, Святой или Светлой землей, а на санскрите "Руса" и значит "светлая".

"Мы столкнулись с удивительным парадоксом, когда реальные реки словно остановили поток времени, вернув в наш мир и тех людей, что когда-то жили по берегам этих рек, и их дела. Вернули нам нашу память".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возвращаясь к теме "каменных" культов севера Европы, следует сказать, что они являются наглядными свидетельствами подлинно природной Традиции славян - традиции естественного богопонимания, суть миропонимания, составляющего основу мировоззрения не только нашего предка, но и современного человека, для которого знание, опыт - выше веры.

Способы сохранения памяти о древнейших событиях являлись естественным продолжением самих событий. Славянская Традиция "помнит" природное явление не только былинами родовых кладей, но и через его обрядовое осмысление, в котором в символической форме постоянно и непрерывно многие тысячи лет продолжает ковку славян молотом Рода на наковальне Родины:

Как да на Двине - на высок брягах

На высок брягах - да на трех волках

Да на трех волках - царь наш удалой

Царь наш удалой - Волхов молодой

Волхов молодой - к Ильмяню ядеть

К Ильмяню ядеть - да ко Свят-камням

Да ко Свят-камням - Рода славяти

Рода славяти - себя помняти!

(Из Родовой клади Голяковых)

С течением времени культ камня и горы Мира, видоизменившись, плавно перетек в новые верования, оказав влияние, в числе многих других "языческих пережитков Православия", на православную архитектуру и само содержание христианского учения. О камнях-следовиках, чашечниках уже написано выше. На территории Северо-Запада, кроме того, широко распространены каменные кресты, часть из которых больше похожа на квадрат - символ Световида славянской Традиции (рис.9). Не менее известен молитвенный подвиг в лесу на камне православного святого Серафима Саровского. Вероятно, и в нем можно усмотреть своеобразный синтез Православия с древним культом, либо прямой возврат (возможно, тайный) к обычаю предков, для чего Серафиму и пришлось укрыться в лесу.

Священные камни славян. Часть 2.
Священные камни славян. Часть 2.
Рис. 7 Рис. 8

Священные камни славян. Часть 2.

Рис. 9

Что касается православной архитектуры, то самым наглядным воплощением образа горы Мира являются древние многокупольные церкви русского Севера (рис.10), имеющими общие узнаваемые черты не только с горой Мира славян, но и с древними храмами Индии (рис.11). Последние, в свою очередь, удивительно похожи на собственно индийские изображения горы Меру.

Древнейшие архитектурные традиции храмового строительства России и Индии, кроме удивительного сходства, обнаруживают не менее поразительные отличия, касающиеся некоторых деталей облика храмов. И те и другие, несмотря на единый источник, сохранили свои собственные нюансы святого образа Мать-горы. В этом легко убедиться, сравнивая изображения на рисунках 7 и 8, соответственно, с фотографиями храмов (рис.10 и 11). На них хорошо заметно, что аутентичность отличий архитектурных деталей не менее убедительна, чем поразительное сходство во внешнем облике - это два взгляда на один и тот же предмет. И не нужно много времени, чтобы понять, какой из взглядов ближе к первоначальному образу, а какой дальше от него - во всех смыслах.

Священные камни славян. Часть 2.

Рис. 10

Священные камни славян. Часть 2.

Рис. 11

Исследования мегалитов в разных частях планеты дают обширный материал, позволяющий говорить о значительном сходстве мегалитических культур не только севера Европы, Азии, Северной Америки, но также и Кавказа, Индии, Кореи, Ирландии, Шотландии. Сейды Лапландии и, например, дольмены средней полосы - от Кавказа до Шотландии, часто обнаруживают столько общих черт, что неизбежно возникает вопрос о едином истоке этой культуры. Как пишет исследователь сейдов В.Мизин, сходство "...их настолько поразительно, что окажись некоторые сейды не на Кольском полуострове, а скажем, в Шотландии они непременно были бы названы дольменами! Точно также и некоторые конструкции средней России, Украины, США и Европы можно с полным основанием назвать сейдами". И это несмотря на то, добавлю, что дольмены являются искусственными сооружениями, в отличие от сейдов, которые, как показано в этой работе, имеют естественное происхождение.

Но если этот единый исток когда-то существовал, то вероятно его нужно искать там, где для этого были соответствующие природные условия, в первую очередь ландшафтные, и, кроме того, очевидные причины для возникновения самого культа. И то и другое присутствует у нас на Северо-Западе. Именно здесь произошло событие, на многие десятки тысяч лет изменившее климатический и ландшафтный облик планеты и оказавшее решающее влияние на эволюцию человека. Понятно, что создателем и носителем традиции, связанной с этим событием может быть только ее непосредственный свидетель и участник, обитавший именно на этой территории и на себе испытавший все последствия произошедшей катастрофы. То есть - наш предок.

А это, среди всего прочего значит, что сам собой отпадает вопрос, которым задаются многие исследователи мегалитов европейского Севера - откуда пришла в наши края традиция почитания сейдов, строительства каменных святилищ-обсерваторий и других культовых сооружений из камня? Ибо ответ очевиден - ниоткуда. Она здесь возникла.

Читать Часть 1

Источник

rodobozhie.ucoz.ru
Пожаловаться





Теги: Священные, камни, славян

Нравится(+) 0 Не нравится(-)