Автор: Щетинин М.
Человек может все! (1960-е)
Не осуществив мечту детства, я приобрел сто мучительных “почему?”. Что может человек? Где границы человеческого “могу”? Нельзя ли их раздвинуть? Если можно, то как?.. Природа человека… Что это?
Мы с педагогами Кизлярской музыкальной школы проверили: способность к одному виду деятельности слагается из способностей к другим. Талант – это синтез множества талантов. Для того чтобы воспитать специалиста, надо развивать “человека вообще”, человека в целом…
И сегодня я готов спокойно и уверенно, с полной ответственностью утверждать: “Человек может все!” И это не слепая вера. Дайте человеку возможность мочь!
Именно через осмысление этого девиза шло формирование идеи многоцелевой школы, школы-комплекса, призванной развивать все, что включает в себя понятие “человек”.
Человек! Тот, кто впервые назвал так когда-то нашего предка, сделал выдающееся педагогическое открытие. Человек – чело веков, то есть лоб, ум, лицо столетий, ум, формировавший века, ум как результат миллиардов лет эволюционного развития природы. Мы не с нуля начинаем, мы берем эстафету у многовековой истории развития жизни. И мы должны, говоря в классе: “Здравствуйте, дети!”, иметь в виду глубоко осмысленное “Здравствуйте, века!” И если это “здравствуйте” с тем же смыслом скажет вся школа, создав условия для развития природы человека, то каждый гражданин страны детства и мы вместе с ним обоснованно заявим: “Человек может все!”
Вернуть в школу чувство (1970-е)
Активность интеллектуальных сил произрастает из высокой активности двух взаимосвязанных форм мышления: словесного и образного, которые основываются на активности чувственных форм восприятия.
Каким же быть уроку? Чем ярче вырисовывалась предметная структура учебного процесса с полноправными уроками физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства, тем острее вставала проблема времени, проблема учебной нагрузки школьников.
Благодаря гигиенически оправданному сокращению (до 30–35 минут) времени уроков “речевого” и “образного” циклов, поставленных в расписании по принципу смены видов деятельности, были созданы объективные условия для включенности внимания школьников с первого до последнего урока, для формирования привычки напряженно, с отдачей трудиться.
Чувство собственного достоинства – энергоисточник развития личности (1970-е)
Если бы у меня спросили: “Есть ли первокирпичик, причина причин, энергоисточник развития личности?”, я бы ответил: “Есть! Это чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей”. А двигателем развития можно было бы назвать успех в той или иной деятельности. Успех, пусть самый малый, в конкретном нужном людям деле и есть начало расцвета личности.
Определяющее значение при этом имеет любимое дело, к которому “лежит душа”, в котором “я” раскрывается и утверждается наиболее успешно. Поэтому первоочередная задача школы наряду с обучением основам наук – предоставить каждому ученику возможность иметь любимое дело.
Школа-комплекс открыла для ребят множество путей к самоутверждению в добрых делах, направив их энергию поиска себя в русло подлинного расцвета личности. Ученик, включенный в разностороннюю деятельность, проходит через цепь поражений и удач, а не только через одни победы или поражения. Жизнь в школе воспитывает в ребенке бойцовский характер, волю, оптимизм, стремление преодолеть трудности. Познавая успехи и поражения, он становится чутким к успехам и неудачам товарищей. В нем крепнет основа доброго, ценнейшее качество – сопереживание, способность прийти на помощь.
Погружение! (1980)
С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. Не было дня, чтобы не думал о ней.
И возникла мысль: а что, если посмотреть на нашу сущность иначе? По-другому взглянуть на наше тело, мозг? Представить их как одно целое? Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, “слепков действительности” разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.
В создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, “прессование времени” – понятная, доступная вроде бы цель, и так трудно достижимая. Но вот, кажется, ключ к решению проблемы времени найден. Идея возникла не в школьном классе и не за рабочим столом – на деревенской улице, в образе, привычном с детства...
Сруб колодца. Крутится барабан, наматывает цепь и поднимает полное ведро с чистой родниковой водой. Пустое ведро с гулким эхом падает в бездну. Всплеск – оно погрузилось в воду. И вдруг слово-ключ, слово-образ – погружение! А за этим образом другой: цепь, звенья которой крепко соединены между собой, вытягивает полное ведро. И включилась мысль. Школьные предметы – те же звенья. Но сцепления в голове ученика не происходит. Мы пытаемся искусственно соединять их на финише, а надо бы с самого начала крепко связывать параграфы, темы, сосуществующие под обложкой учебника, в стройную, объединенную общей идеей конструкцию Знания. Постигать его нужно, погружаясь в самую суть, то есть усваивая эту идею.
Погружение. Слово обернулось идеей: погружение – это способ познания. Логично использовать его прежде всего в начале знакомства с учебным предметом, чтобы вызвать интерес к нему.
При традиционной урочной системе каждый следующий урок (новая доминанта) как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Чтобы определиться, найти “свой” предмет, нужно глубоко погрузиться в него, а не барахтаться на его поверхности, скользить по касательной. Причем работа должна строиться так, чтобы в различных видах деятельности были задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика), индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, репродуктивные задания с творческими.
Много ли человеку надо? Много! (1980-е)
Новая форма организации учебного процесса позволила более интересно и продуманно организовать вторую половину дня, занятия по интересам. Закончились обязательные уроки. “Ты свободен. Что тебя интересует, ученик? Какое оно, твое дело? Ты еще не знаешь? Мы даем тебе возможность выбрать. Ищи, пробуй!” Разве может быть иной позиция школы?
А много ли человеку надо? Много. Надо, чтобы кто-то услышал его, присмотрелся бы по-доброму. И он расцветет, вырастут у него крылья и не будет для него преград.
О МЕТОДЕ ВОСПИТАНИЯ
Страна Надо: чтобы воспитать ответственность, надо возложить ее на человека! (1970-е)
Наше воспитание стало в основном словесным. Не отсюда ли многи
| VK
Пожаловаться